Исследование пользователей мобильных устройств в Московском метро

Исследование пользователей мобильных устройств в Московском метро

При подготовке бизнес-плана для стартапа я столкнулся с проблемой — нет данных, кто и как использует смартфоны в России. В то же время в США портрет пользователя мобильных устройств известен очень подробно.

Чтобы решить эту проблему, я сделал собственное исследование в самом большом скоплении людей в Москве — метро.

Методика

Данные собирал с 3 по 29 сентября 2012 года. В выборку вошло 205 человек. Преимуществом исследования стало то, что данные можно снимать без диалога с респондентом.

Почти каждый день, кроме воскресенья, на протяжении месяца с 10 часов утра до 22 часов вечера я смотрел, чем занимаются люди в мобильных.
С каждого респондента снимал 8 параметров. Чтобы стать респондентом, человеку нужно было сидеть с телефоном в руках не менее 5 минут и непрерывно его использовать.

Показатели исследования

  1. Тип устройства: смартфон, планшет, ридер.
  2. Производитель устройства: HTC, Apple, Samsung, остальные. Nokia, Sony, LG составили незначительную долю от общего числа устройств, поэтому не выделены в отдельные группы.
  3. Тип потребляемого контента: игры, книги, видео, аудио, локальные приложения, социальные приложения, просмотр сети.
  4. Пол.
  5. Возрастной диапазон. Оценивался примерно — максимально и минимально возможный возраст в пределах 10 лет.
  6. Дата и московское время.
  7. Продолжительность контакта с устройством. Фиксировалась в минутах с точностью до 5 минут: либо точно, либо с отклонением в большую или меньшую сторону, если свидетель и респондент входили или выходили из вагона в разное время.
  8. Направление движения поезда по отношению к центру.

Оценка количества людей в вагоне

Для оценки доли потребителей мобильного контента от общего числа людей необходимо было рассчитать общий пассажиропоток на маршруте, где проводилось исследование (от ст. Речной вокзал до ст. Тверская).

Пассажиропоток рассчитывался в интервале с 13 до 14 часов, когда вагоны легко просматриваются.

Для расчёта использовалась формула:

8 * x = N * w / 3 * (20 * 60 * 2 / t)
  • 8 — количество вагонов в одном поезде;
  • x — суммарный пассажиропоток в одном вагоне за 20 минут поездки;
  • N — среднесуточный суммарный пассажиропоток по маршруту (данные брал из отчёта метрополитена за 2011 год);
  • w — доля пассажиропотока в зависимости от времени суток;
  • t — интервал отправления поездов в зависимости от времени суток, в секундах;
  • N * w / 3 — пассажиропоток за 20 мин одной поездки по всем поездам;
  • 20 * 60 * 2 / t — количество поездов, отправившихся за 20 минут в обе стороны.

Результаты

Оказалось, что всего 7% москвичей активно используют мобильные устройства в метро для чтения, просмотра видео, игр.

Смартфоны используют в 2 раза чаще, чем читалки, и в 3 раза чаще, чем планшеты.

Устройства компании Apple использует каждый третий.

Поколение 80-х — самые активные пользователи мобильных устройств.

Интересен провал группы 30 ± 5 лет. Вероятно, это связано с тем, что данная группа хуже всего представлена в метрополитене и передвигается в основном на автомобиле. К сожалению, данных для опровержения или подтверждения этой гипотезы не обнаружено.

Половина респондентов читают, треть играют.

Приятно воплощать свои идеи, но не всякая идея будет пользоваться успехом у пользователей. Прежде чем браться за проект обязательно проводите предпроектное исследование.

Если хотите проконсультировать и проверить свою бизнес-идею, напишите нам.