Автоматизируем планирование бюджета, чтобы всегда знать, сколько у бизнеса денег

August 22 2023
Зачем вообще нужно планировать
Как выбрать период планирования
Как считать данные
Таблица с сотрудниками
Таблица с плановыми доходами и расходами
Планирование внезапных событий
Автоматизация

Обычно в бизнесе есть два способа планирования бюджета. Первый — наугад. С тем же успехом можно не делать — и в какой-то момент понять, что дебет не догоняет кредит, и пора закрывать организацию.

Второй вариант — скрупулезно все просчитывать. Это хорошо, но требует много времени и внимательности. Причем ошибки все равно будут — где-то добавили лишний нолик, где-то забыли внести очередной платеж. В итоге все равно получается не точно, но денег тратим много.

И есть третий вариант — автоматизировать большинство процессов. Времени тратится меньше, перед глазами всегда план на месяц или квартал. Сразу понятно, сколько денег есть на развитие, сколько долговых обязательств. Когда появляется идея, можно сразу посчитать, может ли бизнес позволить себе такие эксперименты.

Рассказываем, как мы этого добились.

Зачем вообще нужно планировать

Планирование и финансовый учет помогают бизнесмену или руководителю:

  • Успокоиться. Проще думать о развитии и управлении, когда перед глазами понятная табличка с движением денег.
  • Экономить. Когда бизнес растет, появляются незначительные постоянные расходы. Они настолько малы, что мы их не замечаем — хотя если сложить их все и посмотреть, сколько тратится в год, получается весомая сумма. Даже в средней компании это поможет сэкономить сотни тысяч рублей. Планирование поможет выявить таких «вредителей».
  • Найти точки роста. Вы видите, какие направления приносят больше денег, а какие требуют много ресурсов, но денежный поток от них минимален.
  • Принимать взвешенные решения. Когда перед глазами есть финансовый план хотя бы на квартал, проще разобраться, может ли компания позволить себе кредит на развитие, или нет.

Когда появляется планирование, бизнес превращается из азартной игры в стратегию.

Как выбрать период планирования

Процесс планирования зависит от отрасли — нет абсолютно точного шаблона для всех, любой алгоритм нужно оптимизировать под ваш бизнес.

Например, период планирования. Если у вас розница, стоит организовать работу так, чтобы вы видели результаты по дням, неделям и месяцам. У нас b2b, проекты обычно долгие, на несколько недель или даже месяцев. Поэтому мы смотрим на месяц и квартал вперед.

Как считать данные

Система отличается от привычного финансистам подсчета переменных и постоянных доходов/расходов, но немного. Работаем мы в основном через Google Таблицы, откуда данные попадают в финансовый сервис Финолог.

В таком виде система подходит в основном для проектного бизнеса. Для розницы чуть сложнее. Сделок много, поэтому нужно автоматизировать их добавление. Решений этой задачи десятки, нужно лишь выбрать подходящий для вашей IT-системы. Чтобы это сделать, напишите нам.

Таблица с сотрудниками

Сюда мы заносим расходы на ежемесячные зарплаты. У большей части специалистов фиксированные гонорары, поэтому мы заранее знаем, сколько на это уйдет денег в месяц. Когда появляется новый член команды, он проходит процесс знакомства с компанией — онбординг. Как только он регистрируется в нашем воркспейсе в Slack, финансист получает задачу в Jira — заполнить ставку или оклад.

В таблице есть ID аккаунта сотрудника из Jira — это элемент учета. С помощью него мы можем увидеть, сколько задач сделал специалист.

Таблица с плановыми доходами и расходами

Сюда попадают наши абонентские расходы — различные сервисы по подписке, оплата хостингов, рекламы, кредиты и другие траты. Проще говоря, обязательные платы. Обычно они одинаковые, от месяца к месяцу.

В эту же таблицу добавляем доходы. Их у нас два вида:

  1. «Абонентка», ежемесячные повторяющиеся платежи — с ними планировать очень удобно.
  2. Конкретные суммы. Обычно у нас большие проекты, оплату делим на месяцы в зависимости от количества решенных задач. Поэтому тоже можем планировать.

Важно выстраивать процесс работы с клиентами так, чтобы было понятно, когда будет поступление денег. Поэтому в таблицу с плановыми доходами можно занести и дебиторскую задолженность — вы же знаете, когда будет срок договоренностей по оплате.

Новый доход или новый расход — новая строка в таблице.

Главное — поставить служебный маркер «96059», он же ID расчетного счета, в нужный столбец. Так таблица поймет, расход это или доход.

Планирование внезапных событий

В этот блок попадают расходы и доходы, которые не получается спланировать заранее. Например, это может быть найм подрядчиков для решения специфической задачи. Так у нас работает графический дизайнер. Он записывает время, затраченное на задачу, в таск-трекер (Jira), а мы в зависимости от этого платим гонорар.

Чтобы не выйти за допустимые пределы, договариваемся с подрядчиками о приблизительной стоимости — например, мы понимаем, что проект будет стоить от 10 до 11 тысяч рублей.

Аналогично происходит и с доходами. Например, когда старый клиент хочет расширить сотрудничество — добавить дополнительные функции в сервис или провести аудит кода его внутренних разработчиков. Такие ситуации планировать невозможно, поэтому они становятся внезапными событиями.

Перечень внезапных событий в финансовом сервисе Финологе.

Автоматизация

Сейчас на планирование тратится совсем мало времени. Вручную добавляются только внезапные события — их не получится предусмотреть и они не повторяются. Поэтому нет смысла создавать лишнюю таблицу, мы используем интерфейс Финолога. Это считанные минуты.

На добавление ставки у нового сотрудника тоже уходят секунды. Занести в таблицу новый плановый расход или доход — буквально минута, чтобы заполнить 7 нужных ячеек.

Данные из таблиц передаются в Финолог автоматически, через открытые API.

Сервис перерабатывает данные и выдает результат — наглядную картину будущего компании. Строится платежный календарь. Можно сразу увидеть кассовые разрывы с учетом фактических остатков. И быстро среагировать — например, взять займ или найти дополнительные источники доходов.

Вбейте свои расходы и доходы в табличку, а Финолог наглядно покажет движение денег до конца года.

Сейчас мы без сложных расчетов понимаем, сколько мы заработаем через месяц или квартал чистыми. Сколько у нас свободных денег на эксперименты. И сколько мы можем потратить средств на развитие, с учетом всех наших обязательств.

Проще говоря — смотрим в будущее. Единственное, что остается делать — сверяться с бюджетом.

Могу добавить, как предприниматель предпринимателю. Мы с вами живем в неопределенности, это наш постоянный стресс. Полностью его не убрать, зато можно сделать немного меньше.
Планирование — это тот процесс, который как раз устраняет неопределенность и вносит ясность. Даже если мы увидим, что денег не хватает, то ничего страшного. Мы же узнаем про это заранее, поймем точную сумму. Сможем найти способ заработать. Или сэкономить. Даже возьмем кредит.
С планированием все становится немного проще. Меньше неопределенности, меньше стресса.
Кирилл Гришанин
Основатель WB-Tech

Автор статьи
Кирилл Гришанин
Последние 10 лет руковожу командой аналитиков, дизайнеров и разработчиков

Подпишитесь на блог WB—Tech

Никакого спама, только анонсы новых статей

    Последние статьи

    Миграция внутренних пользователей Jira в новую директорию с сохранением данных об активности

    Рассказали, как осуществили перенос пользовательских данных из Jira (Internal Directory) в директорию Microsoft Active Directory.

    Как эффективно хранить и актуализировать корпоративные данные средствами low/no-code

    Рассказали, как организовали поток HR-данных, чтобы оргструктура и бонусно-бухгалтерские расчеты всегда были актуальны.

    Мало кода, больше результативности: платформы low-code и no-code

    О low-code и no-code платформах, примерах использования и разбор нужно ли быть программистом.

    ИП Гришанин Кирилл Олегович
    ИНН 774313842609

    Коворкинг Starthub

    Б. Новодмитровская ул., 36, стр. 12, вход 6,
    Москва, Россия, 127015

    Коворкинг Wework

    Ahad Ha'am 54,Tel Aviv-Yafo,Израиль

    © 2023 WB—Tech. Мы разрабатываем уникальные решения для компаний из России, США и Европы.